РуEn +7 (347) 295-94-62+mail@ufaucheba.ru

Правительство РФ утвердило стратегию безопасности дорожного движения до 2024 года

29 января 2018

Наша стратегия - нулевая смертность на дорогах к 2030.

 В России утверждена стратегия безопасности дорожного движения, цель которой – снижение уровня, а в перспективе – достижение к 2030 году нулевой смертности на дорогах. Медведев Д.А. подписал соответствующее распоряжение № 1-р от 8 января 2018 года (скачать). Стратегия рассчитана на семь лет – до 2024 года, и в ней указаны основные проблемы, с которыми предстоит разобраться в ближайшее время.
 
Главная цель стратегии – снижение смертности на дорогах. По статистике, смертность на российских дорогах гораздо выше, чем в европейских государствах – 13,8 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, этот показатель в Швеции – 2,7; в Великобритании – 2,8; в Германии – 3,9. 
 
Предполагается, что к 2024 году этот показатель будет равен 4 погибших на 100 тысяч населения. Впервые вводится цель недопустимости смертности на дорогах: к 2024 году Россия достигнет уровня европейских стран, а к 2030 году смертность на дорогах станет «нулевой».
 
Дорожно–транспортные происшествия причиняют экономике нашей страны огромный ущерб. Как говорится в Стратегии, ежегодные экономические потери от ДТП составляют около 2 % ВВП.
 
За период с 2007 по 2016 год в ДТП погибло 271 тыс. человек, ранено – 2,5 млн. человек. Причем, третья часть погибших – трудоспособное население с возрастом 26 – 40 лет. Примерно 20 % пострадавших остаются инвалидами. 
 
Следует отметить, что самой многочисленной и уязвимой категорией являются пешеходы. 70 % всех ДТП – это наезд на пешеходов, 70% всех пострадавших в ДТП – соответственно, пешеходы. Кроме того, ДТП с их участием влекут за собой особенно тяжелые последствия (на 100 пострадавших 11 погибших). 
 
Несмотря на это, анализ дорожно–транспортной аварийности свидетельствует о том, что в целом ситуация на дорогах улучшается. В 2016 году были зафиксированы максимальные показатели: количество ДТП уменьшилось на 25,7 %, число погибших – на 39 %.
 
К основным проблемам безопасности на российских дорогах относятся:
 
1. Дисциплина участников дорожного движения (преимущественно водителей транспортных средств – 85 % ДТП происходит по причине нарушения ПДД водителями). 
 
2. Низкий уровень подготовки водителей. Традиционно к группе риска относятся водители–новички, получившие «права» менее 2 лет назад. Каждое 13-е ДТП происходит по вине таких водителей.
 
3. Управление транспортным средством в состоянии опьянения. Следует упомянуть, что хотя общее число погибших сократилось на 39 %, число погибших в ДТП из–за пьяного водителя за последние 10 лет увеличилось на 78,8 %.
 
4. Состояние улично-дорожной сети и организации движения. Почти в каждом втором ДТП фиксируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
 
5. Быстрый рост автомобилизации населения.
 
6. Техническое состояние транспортных средств.
 
7. Несовершенство действующих контрольно-надзорных механизмов (особенно в отношении пассажирских и грузоперевозок) 
 
8. Несовершенство системы управления безопасностью дорожного движения.
 
Планируется, что Стратегия будет внедряться в два этапа: 2018-2020 гг. и 2021–2024 гг. На первом этапе планируется завершить нынешнюю федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 гг.» (она нацелена на уменьшение ежегодного количества жертв ДТП с 27,9 до 19,9 тыс. человек). А в период с 2021 по 2024 год будут проводиться собственно практические мероприятия по увеличению безопасности дорожного движения на основании утвержденных федеральных и муниципальных программ.
 
Стоит отметить, что пока никаких конкретных мер по реализации Стратегии не существует. Не утверждена новая федеральная целевая программа на период с 2020 года, не решен вопрос с финансированием. Предполагается, что сейчас начнутся массовые реформы в области подготовки водителей, борьбы с пьянством за рулем; изменятся процедуры техосмотра автомобилей, будет решен вопрос развития улично–дорожной сети и системы оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях; усовершенствуется контрольно-надзорная деятельность (в т.ч. за счет грамотного использования системы фото– и видеофиксации нарушений) и т.д.
 
Важным методом должна стать пропаганда безопасного поведения на дорогах среди населения, а также формирование новых стереотипов поведения и создание негативного отношения к нарушителям ПДД (в том числе это касается пешеходов). Кроме этого, будет уделяться внимание и формированию положительного имиджа сотрудников ДПС среди населения.
 
Помимо этого, предполагается внедрение «экономического стимулирования соблюдения ПДД», главным образом за счет изменений в вопросах налогообложения и страхования имущества. Например, ОСАГО для злостных нарушителей подорожает, а для законопослушных водителей будет снижен даже транспортный налог.
 
В заключение можно сказать следующее: то, что Правительство решило взяться за дорожную ситуацию в стране, – это радует. Все, что заявлено в Стратегии – все это правильно, и все указанные проблемы, конечно, требуют решения. Но поскольку конкретного руководства к действию пока нет, будем ждать уточняющих НПА. А получится ли снизить к 2030 году число погибших в дорожных авариях до нуля – узнаем через 12 лет.